Страница психолога


Консультация психолога.
«Произвольность – это не произвол!»
Шестилетка, да зачастую и семилетка - существо еще очень непосредственное. Он делает и говорит то, что ему вздумается, и практически не осознает, как он это делает и почему.
В норме к началу школьного обучения эта детская непосредственность должна постепенно исчезать. Будущий первоклассник уже частенько задумывается над такими вопросами: "Правильно ли я что-то делаю?", "А как нужно?". Психологи говорят, что его поведение превращается в "произвольное и осознанное".
В специальных исследованиях выяснился очень важный и интересный факт. Изучали, насколько долго может удерживать малыш однообразную статичную позу, не двигаясь. Оказалась, что это довольно сложная задача даже для семилеток. 
Но стоило только рассказать детям, что мы играем в "Театр" и не двигаться нужно для его роли, как юные актеры просто поразили всех своими результатами! Ребенок шести-семи лет способен прекрасно контролировать свое поведение, но только если ему это интересно, включено в какую-то игру. Этот факт умело используется хорошими учителями и знающими родителями.
Если присмотреться к обычной картине поведения родителей и учителей первоклассника, то становится грустно. Все они наперебой требуют от него контролируемого поведения, внимания, памяти. "Будь внимательнее!", "Постарайся запомнить как можно лучше!", "Сиди на уроке смирно!", "Веди себя пристойно!", "Не позорь фамилию!". А кто учил ребенка всем этим навыкам? Никто. Развиваясь же стихийно, они редко достигают своего максимума к семи, а тем более к шести годам. Учить всем этим умениям можно и нужно и, конечно, как Вы уже догадались, делать это надо в игре. Но поскольку в большинстве школ "руки еще до этого не дошли", то придется взяться за дело родителям. 
Поверьте, результаты во многом превзойдут Ваши ожидания - малышу будет легче и интереснее учиться в школе. Специальные упражнения читайте в "Советах психолога".
Советы психолога
1. Для начала обязательно поиграйте в игры, развивающие общую осознанность ("произвольность") поведения. Они помогают выработать умение сдерживать импульсивные действия или слова, которые вырываются как бы сами собой. 
Игра "Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите". Ведущий произносит: "Вам прислали сто рублей, что хотите, то купите, черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите!". После этого ведущий ведет с участниками игры беседу, в которой задает различные провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то в ответе произнес запрещенное слово. Н-р: "Какой ты хлеб больше любишь: черный или белый?". Долго думать над ответами нельзя, если кто-то не отвечает быстро, то он считается проигравшим. Проигравшие исполняют интересные задания, сочиненные для них ведущим и другими участниками - поют песни, читают стихи, отгадывают загадки. Хорошо, если будет несколько участников - так намного веселее.
Игра "Вопросы без ответов". Ведущий задает ребенку очень простой или смешной вопрос, на который хочется сразу же ответить. Например: "Кошки летают?", "Ты мальчик или девочка?". Но отвечать на эти вопросы можно только жестами или мимикой, без слов.
Игра "Полярная сова и мышки". "Полярная сова" (вначале ею пусть будет взрослый, а потом кто-нибудь из ребят) находится в углу комнаты. Под тихие ритмичные удары бубна мышки бегают по площадке, на громкий удар бубна становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает мышек и того, кто пошевелится, уводит с собой. В конце игры (после четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
2. Следующий этап - развитие произвольных внимания и памяти.
Игра "Пуговицы". Играют двое. У каждого игрока одинаковый набор различных пуговиц и свое игровое поле - квадратный лист картона, разделенный на клетки. Игра тем сложнее, чем больше используется пуговиц и клеток. Начинать лучше с тремя пуговицами и четырьмя-шестью клетками.
Первый участник выставляет на своем поле три пуговицы. Второй должен запомнить их расположение. Затем поле с пуговицами закрывается листом бумаги, и участник номер два пытается восстановить у себя диспозицию противника. Результат сверяют с оригиналом. Не переживайте, если ваш малыш поначалу не справляется с этой игрой. Помогите ему. Для этого достаточно проговорить вместе с ним вслух расположение пуговиц на клетках: "Зеленая большая - в левом нижнем углу, красная маленькая - в центре, черная - вверху с права". Не забудьте объяснить ребенку, что такое "право", "лево", если он еще этого не знает.
Игра "Что изменилось?" На стол ставят несколько небольших игрушек в произвольном порядке. Играющим предлагается внимательно посмотреть и запомнить, что и как стоит. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами предметы, что-то убирает, что-то кладет новое. Когда все готово, игроки поворачиваются и рассказывают, какие изменения произошли на столе.
3. Полезны игры, которые не только развивают "произвольность", но и расширяют кругозор малыша. 
Игра "Хамелеон". Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон: "Хамелеон - это такая ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно. Например, если хамелеон сидит в траве - становится зеленым, если на песке - желтым". Затем ведущий задает детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: на земле, на камне, на бревне, на холодильнике, на шахматной доске.
Игру можно провести в виде соревнования между ребятами, отвечать нужно быстро, ответы обсуждаются детьми вместе с ведущим. В этой игре развивается умение ориентироваться в различных цветах и логика мышления.
Игра "Птичка". Перед началом игры взрослый рассказывает малышам о различных породах деревьев, показывает их на картинках. Потом каждому игроку присваивается названия какого-либо дерева.
Все усаживаются в круг, ведущий садится в середину, и начинает игру словами: "Прилетела птичка и села на березу". Береза тут же должна ответить: "На березе не была, улетела на тополь".
Тополь называет другое дерево и так далее. Кто прозевал свое дерево, то т проигрывает, он выбывает из круга. Строго запрещается подсказывать, подсказывающие, тоже выбывают из игры. В конце игры все проигравшие исполняют задания ведущего.
Игра "Летает - не летает". Перед началом игры взрослый разбирает с детьми вопрос о том, кто и что летает или не летает. Отдельно рассказывается о летающих птицах и насекомых (с показом картинок), о летающих аппаратах, сделанных руками человека (самолет, ракета), о летающих сказочных существах (при этом хорошо бы рассказать эти сказки).
Затем ребята садятся за стол и кладут на него руки. Ведущий называет самые различные летающие и нелетающие предметы, а игроки должны поднять руки вверх и помахать ими, если назван летающий предмет. Кто запутается - выбывает из игры.
4. Для развития внимания и памяти малыша снабдите его детскими журналами, но не какими-нибудь глупыми комиксами, а с логическими задачками, картинками, ребусами.
Почаще играйте в "Найди различия в двух картинках" или в "зашумленные" картинки (картинка представляет собой хаотично переплетенные линии, за которыми скрыто изображение, которое надо найти).

Первый раз в первый класс!
Уже скоро?
По данным Всемирной организации здравоохранения и данным НИИ обучения и воспитания РФ известно, что более 70% детей не готовы к обучению в школе.
Более 50% детей отстают в учебе, не справляются с программой из- за несформированности памяти, внимания, произвольных форм деятельности и др.
Нет таких родителей, которые бы не готовили своего ребенка к школе. Дети учатся читать, писать, считать и еще ходят на английский... Но далеко не каждого будущего первоклассника можно назвать «готовым» к обучению.
Готовность к школе означает, что у ребенка есть основа для дальнейшего обучения, а это больше, чем объем знаний, умение читать и писать.
Что такое готовность к школе?
Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу. При этом обратите внимание, что именно его привлекает в будущей учебе новые знания или просто атрибуты школьной жизни: рюкзак, учебники, тетрадки.
Во-вторых, это развитие речи. Важно, чтобы ребенок при пересказе небольшого текста или мультфильма мог правильно строить предложения и сюжетную линию. Так же здесь стоит сказать про умение правильно воспринимать звуки. Загадайте ребенку загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? А затем слог «ЛЮ»? Если он без труда делит слово на части, значит, у него все в порядке с фонематическим слухом, очень важным при обучении.
В-третьих, это развитие мышления - умение находить сходства и различия, видеть последовательность событий. Для этой цели есть масса упражнений и дидактических игр. Вот одна из них. Предложите ребенку 4 слова. Например, брюки, кофта, юбка, шкаф. Ему нужно убрать одно, лишнее на его взгляд.
В-четвертых, это развитие восприятия. Особое значение имеет правильное понимание ребенком понятий: «право» - «лево», «в», «под», «над» и т.д.
В-пятых, это развитие внимания и самоконтроля, т.е. умение делать то, что «надо», а не то, что «хочется». Особенно хорошо самоконтроль развивается и проверяется в играх с правилами. Если ребенку удается удерживать правила, то это хороший залог к успешному обучению.
В-шестых, это навыки общения. Прошлый положительный опыт общения со сверстниками позволит ребенку быстро найти друзей среди одноклассников и адаптироваться к школе.

Учить или не учить до школы?
Многие родители спрашивают, стоит ли учить малыша чтению, письму, счету до школы. Ответить однозначно нельзя.
С одной стороны, конечно, чем больше будущий первоклассник умеет, тем поначалу легче бремя его школьной жизни. Кроме того, учиться читать и писать в четыре-пять лет намного проще, чем в семь-восемь. У малыша еще есть интуитивное чувство языка, он смелее экспериментирует со словами и звуками.
 С другой стороны, подумайте, каково это сидеть за партой и выводить бесконечные закорючки, если уже давно прекрасно читаешь и пишет. Сначала на человечка нахлынет скука, потом он перестанет прикладывать какие-либо усилия, что чревато осложнениями в учебе, когда период закорючек незаметно для него закончится.
 Какой же вывод? Не расстраивайтесь, если ваш семилетка еще плохо читает, пишет, считает, или не умеет этого делать вовсе. В школе этому всему научат - на то она и школа. Если же успехи чада, напротив, значительные, постарайтесь определить его в школу (гимназию, лицей) "развивающего обучения". Туда заведомо отбирают детей самого высокого уровня развития, умеющих прекрасно читать, писать, считать и преподавание ведут по особым, рассчитанным на них программам.
 Но в любом случае обратите внимание: главное, что должно быть у ребенка, - это достаточный уровень "произвольности", "регуляции и контроля", умение подчинять свои действия требованиям и правилам, развитые мышление, память, внимание. Отбирая детей в школу, любой хороший психолог проверяет именно эти качества.

Маленький левша
Иногда, заметив, что ребенок все делает левой рукой, родители начинают беспокоиться
На самом деле мамы и папы напрасно волнуются. Левшество - не патология, а интересная особенность. И родителям нужно не учить малыша держать карандаш "правильно", а помочь ему адаптироваться в праворуком мире. От вас не требуется никаких особых талантов. Терпение и спокойствие - вот что поможет придать достойную огранку этому бриллианту.
Важно не упустить момент
Как правило, родители дошколят и их воспитатели не обращают особого внимания на то, какая рука у ребенка ведущая. А детишки, как известно, стараются всегда и во всем подражать старшим. Если, например, воспитательница в детском саду говорит:
"Возьмите ложку в правую руку" - и показывает, как правильно ее держать, малыши послушно выполняют ее указания, даже если кому-то из них не очень удобно. Таким образом, взрослые невольно переучивают леворуких детей, не подозревая, что в буду­щем, когда малыш пойдет в школу, могут возникнуть сложности не только при обучении, но и при общении. И это не случайно, ведь дети-левши отличаются от своих праворуких сверстников. Такие ребятишки очень впечатлительны и легко возбудимы, излишне эмо­циональны, не уверены в себе, любят уединение. Им с большим трудом даются чтение и письмо, но они лучше своих одногодок рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, многих проблем удастся избежать.
На самом деле определить ведущую руку несложно. Главное - постарайтесь сделать это до поступления ребенка в школу. Простые тесты помогут вам в этом. Понаблюдай, какой рукой кроха чистит зубы и берет игрушки. Перед обедом положите ложку посередине стола. Малыш возьмет ее так, как ему удобно. Играя в мяч, предложите ему ловить, а потом бросать его одной рукой. Выяснилось, что ведущей является именно левая? Тогда вам следует проявить большую чуткость и внимание к ребенку. Не нужно, например, воевать с ребенком, если он упрямится. Не раздражайтесь из-за того, что малыш медлителен. Никогда не подчеркивайте, что он делает что-то "не той рукой". Лучше вообще не говорить на эту тему. Если карапуз ходит в детский сад, обязательно скажи воспитательнице, чтобы она не переучивала малыша, а принимала таким, какой он есть. А в том случае, когда момент упущен и левшу начали переучивать, не нужно поднимать тревогу и травмировать маленького человечка очередным переучиванием. Пусть все останется без изменения. Ваши внимание и забота помогут ему.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Некоторые родители очень переживают из-за того, что ребенок не может отдать предпочтение какой-то одной руке. На самом деле левши, которые умеют работать одинаково хорошо и левой, и правой рукой, как правило, более одаренные. Так как в этом случае в равной степени работает и левое, и правое полушарие мозга. Мамам и палам нужно не паниковать, а помочь своему малышу раскрыть скрытые в нем таланты. Такой ребенок будет с удовольствием заниматься и в спортивных секциях, и в изостудии, и в музыкальной школе. Только не переусердствуй! Чрезмерная нагрузка может только навредить вашему малышу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий