Плавание – здоровье детей.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности и опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
У детей дошкольного возраста сращение частей решетчатой кости и затылочной кости обеих половин черепа, окостенение слуховых проходов и носовой перегородки не завершены. Между костями черепа ещё сохраняются хрящевые зоны, так как продолжается формирование головного мозга. Активно развивается позвоночник ребёнка. Правильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить плоскостопие.
Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребёнка так же, как и его скелет, несовершенна. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягается и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Следовательно, плавание является средством профилактики и лечения нарушений осанки.
При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребёнка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу. В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого улучшается деятельность всей детской системы кровообращения.
Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного, двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем, что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому обеспечивается необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.
В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребёнок становится более уравновешенным, лучше контролирует своё поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребёнка улучшается аппетит.
В результате регулярных занятий плаванием происходит закаливание, в свою очередь, закаленный ребёнок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.
Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции.
Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.
Не бойтесь разрешать ребенку заниматься плаванием в детском саду, не лишайте его радости ощутить себя самостоятельным, решительным перед новыми ощущениями в воде со своими сверстниками!
Кроме пользы, ничего другого организм вашего ребенка не получит.
Зоркое око
В настоящее
время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих
нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из
них данные нарушения – врождённые. Часто
возникновение нарушений зрения происходит из-за засилья в окружающем
детей мире информационно-коммуникационных технологий, увлечения детей
компьютерами и TV (и как следствие этого - снижение двигательной активности) и несоблюдения правил гигиены зрения.
Специальные упражнения для глаз
способствуют профилактике нарушения зрения. Гимнастика
для глаз проводится на 10 - 11 минуте в течении 2 – 3 минут на занятиях,
связанных со зрительным напряжением. В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке
(закрепляются понятия: право, лево, вверху, внизу, далеко, близко, вокруг и
т.п.), у них закрепляется пространственная терминология (направо, налево,
вверх, вниз и т. п.), развивается координация движений, физиологическое
дыхание.
Одной из важных функций
гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения
комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная
система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует
повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Поскольку
ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то гимнастика
для глаз проводится в игровой форме, в сопровождение стихов.
|
ПЛОСКОСТОПИЕ
Плоскостопие - деформация стопы,
заключающаяся в уменьшении ее сводов.
Плоскостопие - это не только
косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях,
повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках,
ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более
ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.
Причинами плоскостопия являются:
врожденная патология, рахит, заболевания нервной системы, травмы стоп и
неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в
комплексе.
Стопа как орган
Стопу образуют 26 костей,
соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Поддержанию формы и
выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.
Стопы претерпевают изменения на
протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп
идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп
будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды
гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет
три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При
плоскостопии страдают все функции стопы.
Рессорная функция - смягчение
толчков при ходьбе, беге, прыжках. Здоровая стопа скульптурно охватывает
неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При
плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат
деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.
Балансировочная функция -
регуляция позы человека при движениях.
Толчковая функция - сообщение
ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как
в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой
функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.
С глубокой древности известна еще
одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это
область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном»
организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов
слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у
незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через
стопу можно получить доступ к любой части тела.
Профилактика плоскостопия
Для профилактики плоскостопия и
укрепления мышц стоп полезно использовать
стельки-тренажер Планта, в которых область
свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более
5-6 часов в день. Удобно вкладывать стельки Планта в обувь, которую ребенок
носит в детском учреждении. Время активности ребенка в ДОУ примерно равно
рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные ребенок не посещает ДОУ и
стопы отдыхают.
При наличии дефектов стоп полезно
использовать ортопедические стельки, способствующие исправлению дефекта, либо
проводить специальную коррекцию обуви.
Лечебная гимнастика при
плоскостопии
Целью лечебной гимнастики
является формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи лечебной гимнастики:
развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
увеличение подвижности в суставах
стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.
Методика лечебной гимнастики
При проведении гимнастики
специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими. В начале курса упражнения
выполняют из исходных положений с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в
комплекс включают упражнения из исходного положения стоя, в ходьбе. Гимнастику
обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем.
Эффективность лечебной гимнастики
возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами,
закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением
обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной
обуви и ортопедических стелек.
Закаливание
Эффективность профилактических
процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп
позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить
организм в целом.
Босохождение полезно не только
как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по
горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку,
дорожной пыли, траве - успокаивает. Зная о пользе босохождения необходимо
помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу)
способствует уплощению стоп.
Комментариев нет:
Отправить комментарий