ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Этот вопрос
задают себе многие родители, когда узнают от логопеда о необходимости ее
выполнения.
Основная ее
задача: выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых
для правильного произношения звуков.
Но сухое
объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и
малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых и поэтому их лучше всего
проводить в форме сказок, занимательных игр, песенок и т.д.
Сначала при
выполнении упражнений наблюдается напряженность движений органов
артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся
непринужденными и вместе с тем координированными.
Правильное и
систематическое проведение артикуляционной гимнастики
(2 раза в день),
способствует усвоению детьми слов сложной слоговой конструкций.
Следите, чтобы
движения были четкими и плавными без подергиваний.
Желаю
успехов в выполнении артикуляционной гимнастики!
ЧТО ТАКОЕ ДЫХАТЕЛЬНАЯ
ГИМНАСТИКА?
Важным
направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является
формирование речевого дыхания.
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как
базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в
целом.
Цель дыхательных
упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания,
продолжительности выдоха, его силы. У большинства детей наблюдается слабое
поверхностное дыхание. А для произнесения многих звуков необходимо наличие
сильной направленной воздушной струи.
Полезно
ежедневно выполнять (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут)
дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных
духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и
бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики;
- пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
-
дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение
дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого
дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Роль
пальчиковых игр в развитии речи детей
Учёные пришли к выводу, что
формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук
достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается
под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и
глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические
упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что
уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени
развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной
координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных
и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук
развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Обычно
ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что
же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и
ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых
центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых
зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком
письма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий