Советы логопеда

ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА?
Для чего она нужна?
  Этот вопрос задают себе многие родители, когда узнают от логопеда о необходимости ее выполнения.
Основная ее задача: выработка полноценных дви­жений артикуляционных органов, необходимых для правильно­го произношения звуков.
  Но сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых и поэтому их лучше всего проводить в форме сказок, занимательных игр, песенок и т.д.
  Сначала при выполнении упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
  Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики 
(2 раза в день), способствует усвоению детьми слов сложной слоговой конструкций.
  Следите, чтобы движения были четкими и плавными без подергиваний.
  Желаю успехов в выполнении артикуляционной гимнастики!
ЧТО ТАКОЕ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА? 
  Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. 

  Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы. У большинства детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения многих звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи.

  Полезно ежедневно выполнять (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

     -  дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
     -  дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
     -  надувать воздушные шарики;                                             
     -  пускать мыльные пузыри;
     - сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении    (игра в «Футбол»);
         -  дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
  Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.




Комментариев нет:

Отправить комментарий